Принята новая редакция Антимонопольного закона Китайской Народной Республики («AML»).
Пересмотренный закон о борьбе с отмыванием денег, вступающий в силу с 1 августа 2022 года, адаптируется к текущей экономической ситуации в Китае и усиливает соблюдение и правоприменение законодательства о конкуренции. С момента принятия первого закона о борьбе с отмыванием денег 15 лет назад (вступил в силу 1 августа 2008 года) международная и внутренняя экономика претерпела значительные изменения. В частности, стремительный технологический прогресс преобразил различные отрасли.
В связи с этим правоохранительные органы столкнулись с трудностями в регулировании противодействия отмыванию денег, обеспечении добросовестной рыночной конкуренции и защите интересов потребителей. Пересмотренный закон о противодействии отмыванию денег повышает важность антимонопольной политики для развития рынков и содержит более четкие положения о правоприменении для регулирования рыночной практики.
- Компаниям крайне важно оценить свою деятельность и бизнес-модель в соответствии с пересмотренными положениями. В противном случае нарушители будут привлечены к более строгой ответственности в соответствии с пересмотренным законом, включая сбор информации о кредитных историях и публикацию данных. Кроме того, непосредственно ответственные сотрудники могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Ниже мы суммируем основные положения измененного AML.
Запрет на использование технологий в целях ПОД/ФТ
До внесения поправок в Закон о борьбе с отмыванием денег (AML) регулирование использования технологий в целях соблюдения законодательства о конкуренции представляло собой сложную задачу для регулирующих органов. Новый AML конкретно запрещает использование следующих технологий:
- данные;
- алгоритмы;
- технологии;
- преимущество капитала;
- правила платформы запрещают заниматься монополистической практикой.
На практике это положение не позволяет компаниям доминировать на рынке и устранять конкурентов путем использования технологий.
Ограничение схем «ступица и спицы»
Схема «звезда-ступица», как её определяет Организация экономического сотрудничества и развития, представляет собой горизонтальные ограничения для поставщиков или розничных торговцев («спицы»), которые реализуются вертикально через общий центр, объединяющий конкурентов, таких как производители, розничные торговцы или поставщики услуг. Этот центр способствует координации конкуренции между «спицами» без прямого контакта.
Новый закон о борьбе с отмыванием денег (AML) запрещает подобные действия в соответствии со статьей 19. В частности, операторы не имеют права организовывать для других операторов заключение монопольных соглашений или оказывать им существенную помощь в заключении монопольных соглашений. Эти положения строго запрещают конкурентам и поставщикам участвовать в соглашениях типа «звезда» или содействовать им. Независимо от того, является ли такое действие прямым или косвенным.
Снижение ограничений вокруг вертикальных соглашений
До внесения поправок в AML вертикальные соглашения между поставщиками и розничными торговцами, такие как поддержание цены перепродажи («RPM»), были незаконными. Нарушители несли бремя доказывания отсутствия RPM. Новый AML несколько смягчает ограничения RPM и разрешает RPM, если компания может доказать, что его последствия не исключат и не ограничат конкуренцию. Кроме того, поправка к AML вводит концепцию «безопасной гавани», добавляя, что если компании могут доказать, что доля рынка ниже пороговых значений, установленных правоохранительными органами, и других условий, вертикальные соглашения могут быть разрешены.
Укрепление режима контроля за слияниями
Новый закон о борьбе с отмыванием денег (AML) предусматривает положения, пресекающие слияния и поглощения, совершаемые «в спешке» (M&A). В первую очередь, это сделки M&A, которые не соответствуют установленным критериям, но при этом существенно влияют на конкуренцию. Например, крупные интернет-гиганты, приобретающие стартапы, которые могут не приносить существенного дохода, но обладают значительной инновационной ценностью, называются «убийственными поглощениями» и существенно ограничивают здоровую конкуренцию на рынке.
Статья 21 нового Закона о борьбе с отмыванием денег (AML) разрешает соответствующим правоохранительным органам запрашивать уведомления, если имеются доказательства того, что рыночная концентрация оказывает или может оказывать влияние на исключение или ограничение конкуренции. В результате сделки слияний и поглощений, не обязательно соответствующие пороговым значениям, могут быть обязаны уведомлять, если они считаются влияющими на конкуренцию.
Новый закон о борьбе с отмыванием денег также позволяет правоохранительным органам приостанавливать процесс слияния в сложных случаях. Согласно статье 32, пересмотры могут быть приостановлены с письменным уведомлением в следующих случаях:
- Эксплуатантом не представлены установленные законом документы и материалы, что делает невозможным проведение проверочных работ;
- Возникновение новых обстоятельств или вопросов, которые оказывают существенное влияние на проведение оператором консолидационной проверки, что делает невозможным выполнение инспекционной работы;
- Необходимо дополнительно оценить дополнительные ограничительные условия для концентрации хозяйствующих субъектов, и хозяйствующий субъект просит о приостановке.
Ужесточение штрафов за нарушение
Новый закон о борьбе с отмыванием денег (AML) предусматривает более строгие наказания для нарушителей. Во-первых, значительно увеличены штрафы за следующие нарушения:
- Если монопольное соглашение достигнуто, но не реализовано, штраф увеличен с 500 000 до 3 миллионов юаней.
- Если отраслевая ассоциация нарушает положения закона и организует операторов своей отрасли для достижения монопольного соглашения, штраф увеличивается с 500 000 до 3 миллионов юаней.
- Если хозяйствующий субъект проводит консолидацию с нарушением положений Закона, что приводит или может привести к устранению или ограничению конкуренции, штраф увеличивается с максимального размера штрафа в 500 000 юаней до «до 10% от объема продаж за предыдущий год».
Во-вторых, в статье 56 вводится персональная ответственность. На законного представителя, главного руководителя или любого непосредственно ответственного лица организации хозяйствующего субъекта, заключившего монопольное соглашение, может быть наложен штраф в размере не более 1 миллиона юаней.
В целях повышения уровня соблюдения антимонопольного законодательства в Китае компаниям необходимо проанализировать действующие практики и внедрить изменения. Мы рекомендуем компаниям оценить следующие аспекты:
- Типы технологий, используемых в деловых операциях, и оценка того, является ли такое использование монополистической практикой.
- Информация, которой делятся с поставщиками и розничными торговцами, в частности любая информация, которая считается конфиденциальной с точки зрения конкуренции, например, структура ценообразования, нормы прибыли, бизнес-стратегии и т. д.
- Рыночная концентрация целевых компаний для предстоящих сделок слияний и поглощений.
Связаться с нами
Если у вас есть вопросы или опасения, связанные с соблюдением антимонопольного законодательства или другими смежными вопросами, свяжитесь с Horizons по адресу talktous@horizons-advisory.com , чтобы запланировать консультацию. Horizons предоставит вам ценные знания, экспертные знания и оптимальные решения .
Хотите поделиться своими мыслями?