Придержите коней и переведите дух.
С учетом определенных положений Закона о внешних сношениях Китайской Народной Республики, вступающего в силу с 1 июля, новый закон устанавливает два ключевых момента: соблюдение международного права и защита национальных интересов посредством верховенства права.
Закон о внешних сношениях (далее – «ЗВО») представляет собой всеобъемлющую правовую основу дипломатической политики Китая. Хотя ЗВО является первым законодательным актом о внешних сношениях, ранее были приняты законы и нормативные акты в качестве контрмер иностранным санкциям в отношении китайских компаний и физических лиц, например, Закон о борьбе с иностранными санкциями и Правила противодействия необоснованному экстерриториальному применению иностранного законодательства. Для делового мира ЗВО даёт представление об общем направлении внешней политики Китая и его национальных интересах. ЗВО не так пугающе, как это изображают некоторые СМИ, но объединяет текущую дипломатическую политику Китая в единое законодательство.
Объем
LFR распространяется на «поддержание Китайской Народной Республикой дипломатических отношений с другими странами, ее обмены и сотрудничество с ними в экономической, культурной и других областях, а также ее отношения с Организацией Объединенных Наций и другими международными организациями».
Соблюдение международного права
В условиях растущей поляризации мира LFR выступает за многосторонность, признавая и поддерживая роль Организации Объединенных Наций как основы международного порядка и права. В документе сформулированы общие принципы, цели и задачи дипломатической политики Китая следующим образом:
- содействие взаимовыгодному партнерству и открытости;
- основанный на марксизме-ленинизме, идеях Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важном мышлении трех представляющих научный взгляд на развитие и идеях Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эпохи;
- поддержание международного порядка, основу которого составляет Организация Объединенных Наций.
Хотя акцент, как отмечено в статье 19, делается на «глобальной» системе управления и инклюзивности, а не на конкретном географическом блоке идеологии и управления.
Китайская Народная Республика поддерживает международную систему, ядром которой является Организация Объединенных Наций, международный порядок, основанный на международном праве, и основополагающие нормы, регулирующие международные отношения, основанные на целях и принципах Устава Организации Объединенных Наций. Китайская Народная Республика остается верной видению глобального управления, предполагающего широкие консультации и совместный вклад ради общего блага. Она участвует в разработке международных правил, содействует демократии в международных отношениях и стремится к более открытой, инклюзивной, сбалансированной и выгодной экономической глобализации.
(Укрепление) национальной безопасности
В предыдущие годы Китай усилил национальную безопасность, приняв ряд законодательных актов, таких как:
- Закон Китайской Народной Республики о кибербезопасности, вступивший в силу с 1 июня 2017 года.
- Закон Китайской Народной Республики об экспортном контроле, вступающий в силу с 1 декабря 2020 года.
- Правила противодействия необоснованному экстерриториальному применению иностранного законодательства и иных мер, вступающие в силу с 9 января 2021 года
- Закон Китайской Народной Республики о запрете иностранных санкций, вступающий в силу с 10 июня 2021 года
- Закон Китайской Народной Республики о безопасности данных, вступающий в силу с 1 сентября 2021 года
Таким образом, положения Закона о защите прав человека и основных свобод, такие как статья 33 «Китай имеет право принимать соответствующие контрмеры и ограничительные меры в отношении действий, которые нарушают международное право и основные нормы международных отношений и ставят под угрозу суверенитет, безопасность и интересы развития Китайской Народной Республики», являются повторением действующего законодательства.
Аналогичным образом, статья 38 подтверждает обязательства по соблюдению законодательства для иностранных физических и юридических лиц и защиту законно действующих организаций.
Закон о торговле людьми обязуется защищать законные права и интересы иностранных предприятий, работающих в Китае, и подтверждает, что Китай имеет право управлять въездом/пребыванием иностранных лиц и деятельностью иностранных организаций на своей территории.
Опять же, это не новые обязательства; более строгое соблюдение закона и использование больших данных привели к ликвидации компаний, работающих в «серых зонах». В частности, все компании-нарушители заносятся в чёрный список и подвергаются ограничениям на деятельность. Поэтому регулярные проверки юридического состояния крайне важны для обеспечения полного соответствия деятельности требованиям.
Заключение
Итак, что же означает LFR для иностранных инвесторов в Китае? Что касается внешней политики, очевидно, что Китай привержен принципу многосторонности. Однако он не избежит принятия ответных мер на иностранные санкции, введённые против китайских компаний и частных лиц. Следовательно, вопрос не в том, ведёте ли вы бизнес в Китае или с Китаем, а в отношении вашей страны к Китаю. Например, иностранные компании, вероятно, столкнутся с геополитическими рисками, такими как политика их собственного правительства в отношении Китая и ответные меры Китая.
Мы рекомендуем компаниям провести политический анализ для оценки потенциальных уровней риска.
Связаться с нами
Если у вас есть вопросы, связанные с Законом о международных отношениях, свяжитесь с нами по адресу talktous@horizons-advisory.com . Компания Horizons готова предоставить вам ценную информацию, экспертные знания и верные решения.
Хотите поделиться своими мыслями?