Пять важных изменений в пересмотренный проект Закона Китайской Народной Республики о товарных знаках («Проект»).

Изменённый проект Закона о товарных знаках, опубликованный 13 января 2023 года Национальным управлением интеллектуальной собственности Китая (CNIPA), усиливает защиту товарных знаков. В частности, он направлен на борьбу со сквоттингом товарных знаков и защиту общеизвестных товарных знаков.

В Китае товарные знаки регистрируются по принципу «первым подал заявку», а не «первым использовал». Поэтому товарный знак, зарегистрированный за рубежом, часто подвергается риску злонамеренного подачи заявок в Китае, что часто называют сквоттингом товарных знаков. Сквоттинг товарных знаков — это регистрация существующих товарных знаков других лиц в Китае по различным категориям в надежде продать их законному владельцу, который зависит от этого товарного знака для ведения бизнеса в Китае.

Проект — это 5 й Поправка к Закону о товарных знаках вносит существенные изменения в борьбу с недобросовестной регистрацией товарных знаков. Кроме того, такое поведение препятствует удовлетворению потребностей бизнеса и нарушает рыночный порядок. Для компаний законопроект вводит новые правовые инструменты для решения давних проблем с защитой товарных знаков, а именно, лазеек в процессе регистрации, которые могут стать причиной нарушения прав на товарные знаки.

Мы расскажем о пяти основных изменениях, которые усиливают защиту товарных знаков для компаний, ведущих бизнес в Китае.

Определенный объем вредоносной рассылки

До принятия проекта вредоносная подача информации определялась как подача информации без намерения использования. В то время как проект устанавливает более четкие обстоятельства и определяет вредоносную подачу информации следующим образом:

  • Массовая подача документов без цели использования;
  • Подача фиктивных документов или другие неформальные действия;
  • Подача заявления, которое приводит к нанесению ущерба государственным интересам, общественным интересам или иному существенному негативному влиянию;
  • Подача заявок на общеизвестные товарные знаки;
  • Преимущественная регистрация агентами и представителями;
  • Умышленное нанесение ущерба прежним правам (название компании, которая зарегистрирована и приобрела влияние), выгодам или стремление к получению незаконной прибыли;
  • Другие виды недобросовестного поведения.

Впервые предусмотрены штрафы за злонамеренную подачу документов. Меры наказания варьируются от предупреждений до минимального штрафа в 50 000 юаней. Если нарушение считается серьёзным, максимальный штраф может составить 250 000 юаней, а незаконно полученные средства могут быть конфискованы.

Равным образом стороны, пострадавшие от вредоносной подачи документов и понесшие убытки, могут подать гражданский иск и потребовать компенсацию понесенных судебных издержек, связанных с прекращением вредоносной подачи документов .

Расширение оснований для отмены

В настоящее время зарегистрированные товарные знаки могут быть оспорены, если они не использовались в течение трёх лет подряд. В проекте закона о регистрации товарного знака аннулирование может быть применено при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • вводит общественность в заблуждение относительно характеристик товара, таких как качество или место происхождения;
  • наносит вред общественным интересам;
  • любое существенное негативное влияние.

Обязательный перевод

Предыдущий владелец прав может потребовать возврата товарного знака при следующих обстоятельствах:

  • если зарегистрированный знак нарушает права общеизвестного товарного знака;
  • если зарегистрированный знак является преимущественной регистрацией от агентов или представителей;
  • если зарегистрированный знак умышленно наносит ущерб предшествующим правам (названию компании, которое было зарегистрировано и получило влияние).

Одобрение CNIPA основывается на том, вызывает ли передача путаницу или негативное влияние, хотя CNIPA может принять решение о прямом признании знака недействительным.

Расширение сферы действия общеизвестных товарных знаков

Раньше общеизвестные товарные знаки определялись на основе их известности и репутации в Китае. Однако суды всё чаще принимают во внимание известность бренда. Это связано с технологическим прогрессом, который повышает узнаваемость бренда, особенно для компаний, ещё не вышедших на китайский рынок. В проекте закона общеизвестность товарных знаков оценивается по следующим факторам:

  • степень осведомленности соответствующей общественности;
  • продолжительность использования;
  • продолжительность, объем и географический охват любой рекламы;
  • записи о товарном знаке, защищенном как общеизвестный товарный знак;
  • другие факторы, касающиеся общеизвестности товарных знаков.

Аналогичным образом, в соответствии с Проектом охрана общеизвестных товарных знаков распространяется и на незарегистрированные товарные знаки. В частности, Проект запрещает «использование и регистрацию» воспроизведения, имитации или перевода таких знаков, которые могут привести к следующему:

  • вводить потребителей в заблуждение, заставляя их установить определенную степень связи между знаком и общеизвестным знаком; и
  • приводит к существенному ослаблению различительной способности или наносит ущерб репутации незарегистрированного общеизвестного товарного знака.

Заявление об использовании

Регистранты товарных знаков обязаны предоставлять заявление об использовании. По истечении каждых 5 лет с момента регистрации товарного знака регистратор обязан в течение 12 месяцев подать заявление в CNIPA. В заявлении должен быть указан статус использования или любая уважительная причина неиспользования. Подлинность заявления можно проверить на месте, и зарегистрированный знак будет аннулирован, если заявление окажется поддельным.

Заключение

Проект является частью национальной политики по укреплению защиты интеллектуальной собственности в Китае и играет важную роль в переходе китайской экономики от быстрого роста к качественному развитию.

Связаться с нами

Если у вас есть вопросы, связанные с пересмотренным проектом Закона о товарных знаках Китая или другими корпоративными вопросами, свяжитесь с нами по адресу talktous@horizons-advisory.com , чтобы запланировать консультацию. Horizons может предоставить понимание, экспертизу и право.