Значительные изменения во втором проекте Закона о компаниях улучшают корпоративное управление и стандартизируют рыночный порядок.
Закон Китайской Народной Республики «О компаниях» (пересмотренный в 2018 году) был пересмотрен и опубликован для публичного обсуждения 24 декабря 2021 года. Год спустя, 30 декабря 2022 года, для публичного обсуждения и ознакомления был опубликован второй проект Закона «О компаниях» («Второй проект»).
Второй проект существенно пересматривает действующий Закон о компаниях, способствуя развитию предприятий, стандартизации рынка и совершенствованию корпоративного управления. Кроме того, первый проект дорабатывается с учетом общественного мнения.
Для китайских компаний Второй проект закона свидетельствует о приверженности законодателей развитию устойчивой деловой среды и улучшению защиты прав и интересов акционеров. Ниже мы расскажем, что компаниям следует знать о Втором проекте закона.
Ускоренные обязательства по внесению уставного капитала
В настоящее время компания не устанавливает ограничений на размер первоначального взноса в капитал при его создании или на срок внесения полного взноса. Таким образом, действующая система значительно смягчает требования к созданию компании, однако, в то же время, эти положения могут быть использованы не по назначению.
Например, акционеры могут установить период взноса в 100 лет, чтобы избежать полного внесения капитала.
Второй проект ускоряет исполнение обязательств по взносам в капитал. Согласно статье 53 (Второй проект), если компания не может погасить причитающиеся долги, компания или кредиторы, обладающие правами кредитора, имеют право потребовать от акционеров внесения взносов в капитал, даже если период внесения взносов ещё не истёк.
Второй проект закона ускоряет исполнение обязательств акционеров по внесению взносов в капитал на законодательном уровне, даже если компания не находится в стадии прекращения деятельности, например, ликвидации. В рамках этого пересмотра сохраняется система подписки на взносы в капитал и усиливается ответственность акционеров за внесение взносов.
Повышение гибкости корпоративного управления
Второй проект предусматривает большую гибкость структуры корпоративного управления. В частности, может быть принята одноуровневая модель управления с советом директоров и без наблюдательного совета (такая модель может быть принята как обществом с ограниченной ответственностью, так и акционерным обществом с ограниченной ответственностью).
Вместо наблюдательного совета в совете директоров должен быть создан комитет по аудиту, состоящий из директоров. В акционерном обществе с ограниченной ответственностью более половины состава комитета по аудиту должны быть неисполнительными директорами.
Таким образом, Второй вариант позволяет компании адаптировать структуру корпоративного управления к своим потребностям. Например, «совет директоров + комитет по аудиту совета директоров» или «совет директоров + наблюдательный совет».
Стоит отметить, что второй проект смягчает требование о наличии наблюдателя в малых компаниях с ограниченной ответственностью. С единогласного согласия всех акционеров, в малом обществе с ограниченной ответственностью может не быть наблюдателя или аудиторского комитета. Это отражает намерение ещё больше смягчить структурные требования для компаний разных размеров. Однако вопрос о том, как это будет реализовано в малых компаниях, остаётся открытым для публичного обсуждения.
Уточнены обязанности директоров, руководителей и высшего руководства
Второй проект углубляет юридическую ответственность директоров, руководителей и высшего руководства в трех основных аспектах.
Обязанности верности и усердия
Во-первых, во втором проекте четко определены обязанности добросовестного и осмотрительного поведения, возложенные на директоров, руководителей высшего звена и старших менеджеров. Они не должны использовать свои полномочия для достижения незаконных интересов и при исполнении своих обязанностей. Они должны проявлять должную осмотрительность в интересах компании.
Система отчетности
Во-вторых, вводится система отчетности для регулирования сделок с заинтересованностью в обществах с ограниченной ответственностью. Перед совершением сделок с заинтересованностью соответствующие директора, руководители и старшие менеджеры обязаны отчитываться перед советом директоров или собранием акционеров. Решение по этому вопросу принимается советом директоров или собранием акционеров в соответствии с уставом компании. Как правило, совет директоров должен воздержаться от голосования (то есть директора, имеющие отношение к делу, не участвуют в голосовании, и их право голоса не учитывается в общем числе голосов).
Равным образом расширяется сфера операций со связанными сторонами.
- Роли были расширены с директоров и высшего руководства и теперь включают директоров, супервайзеров и высшее руководство, а также предприятия, прямо или косвенно контролируемые ими или их близкими родственниками и лицами, имеющими с ними иные отношения;
- Типы транзакций расширены от «прямых транзакций» до «косвенных транзакций».
Поток капитала
В-третьих, директора, руководители и высшее руководство должны контролировать достаточность капитала акционеров. Если эти сотрудники обнаружат, что акционеры внесли ложные взносы в капитал или отозвали свои взносы без принятия необходимых мер, что привело к убыткам компании, они будут обязаны возместить ущерб.
Данная ответственность также применяется при следующих обстоятельствах:
- когда компания терпит убытки из-за оказания финансовой помощи другим лицам в получении акций компании и нарушения нормативных актов;
- когда компания распределяет прибыль между акционерами с нарушением правил; или
- когда компания уменьшает свой капитал в нарушение нормативных актов.
Эти поправки устанавливают более высокие и строгие стандарты для директоров, руководителей и высшего руководства. Кроме того, они обеспечивают дополнительную защиту прав и интересов акционеров и инвесторов, улучшают корпоративное управление и предотвращают коррупцию и неправомерные действия руководства компании.
Заключение
Второй проект углубляет реформу и стимулирует развитие предприятий. В частности, он способствует улучшению корпоративного управления и деловой среды для компаний. Одновременно он усиливает защиту прав и интересов акционеров, а на макроуровне способствует экономическому развитию и социальному прогрессу. В целом, второй проект знаменует собой укрепление законодательной и институциональной поддержки устойчивого развития предприятий.
Связаться с нами
Если у вас возникли вопросы относительно пересмотренного проекта Закона о компаниях в Китае, свяжитесь с Horizons по адресу talktous@horizons-advisory.com , чтобы назначить консультационную сессию.
Хотите поделиться своими мыслями?