Сделки слияний и поглощений, связанные с концентрацией предприятий, могут быть признаны монополией. Положение о порядке проверки концентраций предприятий разъясняет ряд определений и устанавливает стандартизированную правовую базу.
С 15 апреля 2023 года Государственное управление по регулированию рынка издало четыре Положения, дополняющих Антимонопольный закон Китайской Народной Республики («Антимонопольный закон»).
- Положения о проверке концентрации предприятий;
- Положения о запрете злоупотребления административной властью в целях исключения или ограничения конкуренции;
- Положения о запрете монопольных соглашений;
- Положения о запрете злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Эти четыре положения разъясняют правовые нормы, дополняющие Антимонопольный закон. Ниже мы излагаем основные положения Положений о проверке концентрации предприятий («Положения»).
Определение
В соответствии со статьей 25 Антимонопольного закона сделки слияний и поглощений, предполагающие концентрацию предприятий, определяются следующим образом:
- слияние предприятий;
- приобретение контроля над другим предприятием предприятием посредством приобретения капитала или активов;
- приобретение предприятием контроля или возможности оказывать решающее влияние на другое предприятие посредством договора или иными способами.
Согласно статье 25, контроль является ключевым фактором определения концентрации предприятий. В Положениях перечень факторов, определяющих «контроль», расширен за счёт включения:
- цель сделки и планы на будущее;
- структура капитала этого другого предприятия и ее изменения до и после сделки;
- вопросы, подлежащие голосованию на собрании акционеров/общем собрании акционеров этого другого предприятия, и механизм голосования на нем, а также прошлые показатели посещаемости и протоколы голосования;
- состав и механизм голосования органа принятия решений или управления, такого как совет директоров другого предприятия, а также его прошлые показатели посещаемости и протоколы голосования;
- такую информацию, как назначение и снятие с должности высшего руководства другого предприятия;
- отношения между акционерами или директорами этого другого предприятия, будь то голосование по доверенности или действия лиц, действующих согласованно, и т. д.;
- существуют ли какие-либо существенные деловые отношения или соглашения о сотрудничестве между предприятием и другим предприятием; и
- другие факторы, которые следует учитывать.
- Приобретение контроля или возможности оказывать решающее влияние на любое другое предприятие двумя или более предприятиями представляет собой совместный контроль над этим другим предприятием.
Внедрение концентрации
Согласно статье 26 Антимонопольного закона, если концентрация предприятий достигает порогового значения, установленного Государственным советом, соответствующий орган должен быть уведомлен заранее. В случае отсутствия уведомления концентрация запрещена. Нарушения могут повлечь за собой правовую ответственность.
Для затронутых компаний необходимо понимание того, что представляет собой реализация концентрации.
В соответствии с Положениями реализация концентрации включает в себя (но не ограничивается):
- завершена ли регистрация изменений прав субъекта рынка;
- назначены ли старшие руководители;
- имеет ли место фактическое участие в принятии деловых решений и управлении другим предприятием;
- произошел ли обмен какой-либо конфиденциальной информацией или произошло ли существенное слияние предприятий.
Краткое изложение дела
Согласно Положению, вводится упрощенное производство. Любая концентрация предприятий в следующих случаях классифицируется как упрощенное дело и подпадает под действие упрощенного производства:
- если на одном и том же релевантном рынке совокупные рыночные доли всех сторон концентрации составляют менее 15%; на восходящем или нисходящем рынке рыночная доля каждой стороны концентрации составляет менее 25%; и рыночная доля каждой стороны концентрации, которая не находится на одном и том же релевантном рынке и не имеет отношений «восходящий-нисходящий», составляет менее 25% на каждом из рынков, связанных со сделкой;
- если стороны концентрации намерены создать совместное предприятие за пределами Китая, которое не будет осуществлять экономическую деятельность на территории Китая;
- если сторона/стороны концентрации собираются приобрести капитал или активы зарубежного предприятия, которое не осуществляет экономическую деятельность в Китае; или
- когда совместное предприятие, совместно контролируемое двумя или более предприятиями, должно контролироваться одним или несколькими предприятиями посредством концентрации.
Данные
При оценке полномочий операторов по контролю над рынком в рамках концентрации в Положениях (статья 33) вводится понятие «способность владеть данными и обрабатывать их». А при оценке влияния концентрации учитывается влияние операторов на выход на рынок посредством контролируемых «данных».
Ограничительные условия сторон концентрации, направленные на снижение эффекта исключения или ограничения конкуренции, включают в себя такие поведенческие условия, как:
- предоставление доступа к любой сети и платформе;
- прочая инфраструктура, лицензирование любых ключевых технологий (включая патенты, ноу-хау, другую интеллектуальную собственность);
- прекращение любого исключительного или монополистического соглашения, сохранение операционной независимости, внесение изменений в правила платформы; или
- алгоритмы, которые были перечислены во избежание монополии.
Юридическая ответственность
Положениями увеличены размеры штрафов за незаконную концентрацию, а также за отказ или воспрепятствование осуществлению правоохранительных органов. Штраф может быть увеличен более чем в два раза и менее чем в пять раз в следующих случаях:
- обстоятельства особенно суровы;
- воздействие особенно плохое; и
- последствия особенно серьезны.
Заключение
Для компаний Положения разъясняют ряд определений сделок слияний и поглощений, связанных с концентрацией предприятий. Кроме того, они устанавливают более стандартизированную, научную и обоснованную правовую основу для оценки концентрации предприятий государственными органами. В целом, реформы антимонопольного регулирования способствуют развитию добросовестной конкуренции, стимулируют развитие рынка и формируют рыночно-ориентированную деловую среду.
Связаться с нами
Если вам нужна дополнительная информация об определении концентрации предприятий , отправьте нам электронное письмо по адресу talktous@horizons-advisory.com , и Horizons с вами свяжется специалист.
Хотите поделиться своими мыслями?